System.Net.WebException: Сбой запроса с состоянием HTTP 404: Not Found. в System.Web.Services.Protocols.SoapHttpClientProtocol.ReadResponse(SoapClientMessage message, WebResponse response, Stream responseStream, Boolean asyncCall) в System.Web.Services.Protocols.SoapHttpClientProtocol.Invoke(String methodName, Object[] parameters) в EduServ.DataProcess.AddViewing(Int32 OrgId, Int32 Type, String ID, Int32 PageNum, String IP, String URL, String Refer) в c:\Windows\Microsoft.NET\Framework\v2.0.50727\Temporary ASP.NET Files\root\e04f9611\e2b8c6e0\App_WebReferences.e2kibjas.0.cs:строка 76 в MyUserControl.SaveView(PageType Type, String ID, Int32 PageNum) в e:\WWW\edu.cap.ru\App_Code\MyUserControl.cs:строка 126 питание / МБДОУ «Детский сад №12» г. Канаш / Портал образования ЧР
Версия для слабовидящих
Обычная версия сайта
  Размер шрифта:   Цветовая схема:   Изображения:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №12"города Канаш Чувашской Республики

Заведующий
Корытникова Валентина Алексеевна
СВЕДЕНИЯ ОБОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ
СТРУКТУРА И ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДОКУМЕНТЫ
ОБРАЗОВАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ
РУКОВОДСТВО. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОСТАВ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОСНАЩЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
СТИПЕНДИИ И ИНЫЕ ВИДЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ
ПЛАТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ
ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
ВАКАНТНЫЕ МЕСТА ДЛЯ ПРИЕМА (ПЕРЕВОДА).
Меры социальной поддержки
Прием детей.Родительская плата
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
Анализ методической работы
Отчет о методической службе
План работы методической службы а 2020 – 2021 учебный год
Положение о методической службе
Система методической работы в городе Канаш Чувашской Республики
Система методической работы в Чувашской Республике
Без имени
ДОСТУПНАЯ СРЕДА
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
ОТЧЕТ О ПРОВЕДЕНИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА
ЭЛЕКТРОННАЯ ПРИЕМНАЯ
Фотоотчеты
Get Adobe Flash player
Страницы педагогов
питание
Нормативно-правовые документы
Положение о контроле
Положение о питании
10 дневное меню
ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТЬЕВОГО РЕЖИМА
Перечень документов, регламентирующих организацию питания
План работы общественной комиссии по контролю за организацией и качеством питания детей
Положение о бракеражной комиссии
Положение о мобильной группе общественного контроля организации и качества питания
Положение о организации питания
Приказ о организации питания
Приказ о создании бракеражной комисии

Уважаемые родители!

 

     На этой страничке мы познакомим вас со всеми особенностями организации питания в детском саду: от поставки продуктов питания до организации питания детей в группах, с консультациями, рекомендациями по организации правильного, здорового питания детей.

 

Организация питания детей

     Питание – один из важных факторов, обеспечивающих нормальное течение процессов роста, физического и нервно – психического развития ребенка. Ухудшение качества питания приводит к снижению уровня защитно-приспособительных механизмов детского организма и возможному увеличению аллергических реакций, способствует росту болезней органов пищеварения. Поэтому именно качеству питания в нашем детском саду уделяется повышенное внимание. Важнейшим условием правильной организации питания детей в дошкольном учреждении является строгое следование нормативно-правовой базе.

     

Нормативные правовые документы по организации питания в ОУ

Локальные акты по организации питания в ДОУ:

1. Положение об организации питания Учреждения

2.Положение о бракеражной комиссии Учреждения

3.График выдачи готовой пищи  с пищеблока 

4. Приказ об организации питания     

5.Приказ о создании бракеражной комиссии              

СанПин 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях" (с изменениями на 27 августа 2015 года) 

 

  Поставку продуктов в ДОУ осуществляет

       Питание в дошкольном учреждении организовано в соответствии с примерным меню, утвержденным заведующим ДОУ, рассчитанным на 10 дней, с учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей всех возрастных групп и рекомендуемых суточных наборов продуктов для организации питания детей в дошкольных образовательных организациях.

      Меню разработано в соответствии с научно-исследовательской академией питания РАМН, согласованно с Управлением Роспотребнадзора по Чувашской Республике, соответствует СанПин 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26.,

 Меню соответствует полному, необходимому набору продуктов и соответствию соотношения белков, жиров и углеводов. Установлено 4-х разовое питание (завтрак, второй завтрак, обед, уплотненный полдник). В меню каждый день включены следующие продукты питания: молоко,  мясо (или рыба), картофель, овощи, фрукты, хлеб, крупы, сливочное и растительное масла, сахар. Остальные продукты (творог, сметана, кисломолочные напитки, птица, сыр, яйцо, соки и другие) включаются 2 - 3 раза в неделю.

     Организация питания детей (получение, хранение и учет продуктов питания, производство кулинарной продукции на пищеблоке, выдача продуктов питания в группы, создание условий для приема пищи детьми в группах и пр.) осуществляется работниками детского сада в соответствии с локальными актами дошкольного учреждения по питанию.

     Для обеспечения разнообразного и полноценного питания детей в детском саду и дома педагоги детского сада информируют родителей об ассортименте питания ребенка, вывешивая ежедневное меню. В ежедневном меню указывается наименование блюда и объем порции.      

   

  Примерный двухнедельный рацион питания (меню) для организации питания детей от 1 до 3-х лет, от 3-х до 7 лет в ДОУ с 11 часовым пребыванием детей

 

 

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ СУТОЧНЫЕ НАБОРЫ

ПРОДУКТОВ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ (Г, МЛ, НА 1 РЕБЕНКА/СУТКИ)

(в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13)

 

Наименование пищевого продукта    
     или группы пищевых продуктов

Количество продуктов  в зависимости от возраста детей

в г, мл, брутто

в г, мл, нетто

1 - 3 года

3 - 7 лет

1 - 3 ода

3 - 7 лет

Молоко и кисломолочные продукты с     
м.д.ж. не ниже 2,5%                   

390

450

390

450

Творог, творожные изделия с м.д.ж. не 
менее 5%                              

30

40

30

40

Сметана с м.д.ж. не более 15%         

9

11

9

11

Сыр твердый                           

4,3

6,4

4

6

Мясо (бескостное/на кости)  

55/68

60,5/75

50

55

Птица (куры 1 кат. потр./цыплята-бройлеры 1 кат. потр./индейка 1 кат.потр.)  

23/23/22

27/27/26

20

24

Рыба (филе), в т.ч. филе слабо- или   
малосоленое                           

34

39

32

37

Колбасные изделия                     

-

7

-

6,9

Яйцо куриное столовое                 

0,5 шт.

0,6 шт.

20

24

Картофель: с 01.09 по 31.10           

160

187

120

140

           с 31.10 по 31.12           

172

200

120

140

           с 31.12 по 28.02           

185

215

120

140

           с 29.02 по 01.09           

200

234

120

140

Овощи, зелень                         

256

325

205

260

Фрукты (плоды) свежие                 

108

114

95

100

Фрукты (плоды) сухие                  

9

11

9

11

Соки фруктовые (овощные)  

100

100

100

100

Напитки витаминизированные (готовыйнапиток)  

-

50

-

50

Хлеб ржаной (ржано-пшеничный)  

40

50

40

50

Хлеб пшеничный или хлеб зерновой      

60

80

60

80

Крупы (злаки), бобовые                

30

43

30

43

Макаронные изделия                    

8

12

8

12

Мука пшеничная хлебопекарная          

25

29

25

29

Масло коровье сладкосливочное

18

21

18

21

Масло растительное                    

9

11

9

11

Кондитерские изделия                  

7

20

7

20

Чай, включая фиточай

0,5

0,6

0,5

0,6

Какао-порошок                         

0,5

0,6

0,5

0,6

Кофейный напиток                      

1,0

1,2

1,0

1,2

Сахар                                 

37

47

37

47

Дрожжи хлебопекарные                  

0,4

0,5

0,4

0,5

Мука картофельная (крахмал)  

2

3

2

3

Соль пищевая поваренная               

4

6

4

6

 

 

 

 

 

Хим. состав (без учета т/о)  

 

 

 

 

Белок, г                              

 

 

59

73

Жир, г                                

 

 

56

69

Углеводы, г                           

 

 

215

275

            Энергетическая ценность, ккал         

 

 

 1560

 1963

 

 Для вас, родители, на странице сайта:

 

Анкета для родителей

 

 Что делать если ребенок не хочет есть?

 

Что делать если ребенок не хочет есть???

 

Для некоторых особо тревожащихся родителей питание ребенка становится прямо-таки смыслом жизни. Они постоянно спрашивают, не голоден ли он. Жалуются воспитательницам, что их ребенок ничего не ест и очень худой. Родители упорно пытаются накормить любимое чадо, как будто именно в приеме пищи заключается спасение. Так что же делать, если стол накрыт, а ребенок отказывается есть?

Начать разговор о правильном питании лучше с того, чего делать ни в коем случае нельзя.

Не заставляйте!

Это первое и самое главное правило – нельзя заставлять ребенка есть. И тем более нельзя наказывать его за то, что он не доел. Пищевое насилие недопустимо: это ведет к расстройству желудка и нарушению обмена веществ. Если ребенок отказывается даже от очень вкусной еды, значит, он еще не проголодался. Он не будет есть то, что ему не нравится. И не нужно ругаться! Ваш малыш не должен вздрагивать от фразы «Пора обедать».

Не уговаривайте!

«Ну давай же! Ложечку за папу, ложечку за маму…» – наверняка хоть раз, но Вы прибегали к такой уловке. Но ребенок капризничает и постоянно отвлекается. А Вы продолжаете свою песню: ну съешь еще немножечко, ну чуть-чуть! Но ведь уговоры – это тоже в некотором роде насилие. В крайнем случае (например, если нужно дать ребенку лекарство) можно прибегнуть к уговорам. Но делайте это ненавязчиво. Попробуйте использовать элемент игры.

Не обещайте!

«Доешь обед – куплю мороженое» или «Съешь кашу – разрешу погулять подольше». Обещания могут стать опаснее уговоров. Этим Вы только избалуете ребенка. Еда – это не то, с помощью чего надо добиваться послушания. Подкупать ребенка нельзя ни в коем случае, иначе он даже завтракать будет в обмен на что-то.

Не спешите!

У каждого ребенка свой темп еды. И два малыша за столом могут есть с разной скоростью. Поэтому соревнования «кто быстрее» не пройдут. Не торопите ребенка, даже если Вы действительно куда-то опаздываете. Или пусть дело подождет, или пусть завтрак останется недоеденным. Торопя ребенка, Вы рискуете сделать из него невротика.

Нет раздражителям!

Когда ребенок сел за стол, постарайтесь, чтобы его ничто не отвлекало. Выключите телевизор, радио, уберите книжку и игрушки. Настройте его на то, что сейчас будет обед. Кормить ребенка при включенном телевизоре неправильно и вредно для здоровья малыша: это негативно влияет на пищеварительные процессы. Но имейте в виду: если ребенок отвлекается, значит, он не проголодался. Не настаивайте.

Не волнуйтесь!

Это последнее и самое важное «не»: не переживайте, что ребенок (по вашему мнению) мало ест. Не дергайте его постоянными расспросами: «А что ты поел? А сколько ты съел?» Можете быть уверены: как только ребенок проголодается, он обязательно об этом сообщит.

Подавая ребенку еду, ведите себя спокойно. Не стойте у него над душой. Если же он ничего не съел, то не надо это никак комментировать. Просто уберите тарелку, но до следующего приема пищи не давайте ему никаких конфет и печенья.

Педиатры уверяют: дети в возрасте от 2,5 до 5 лет нуждаются в небольшом количестве пищи. Этой порции хватает и для поддержания сил, и для нормального развития. Хороший аппетит у детей развивается только годам к семи. В школьном возрасте жалобы на то, что ребенок ничего не ест, встречаются гораздо реже.

 

 

Чтобы с ребенком было меньше проблем, педиатры и воспитатели детских садов дают следующие рекомендации:

• Обучите ребенка «пищевым запретам». Объясните ему, что нельзя кусочничать конфетами и печеньем, нельзя есть мел, еду, которая упала на пол, немытые фрукты и овощи: можно заболеть. Обосновывайте свои запреты.

• Следите не за количеством, а за качеством пищи. Еда должна быть сбалансированной, разнообразной, красиво оформленной. Не пугайте ребенка большими порциями.

• Купите ребенку отдельный набор посуды. Выберите красивые небольшие тарелки. В маленьких тарелках и порции кажутся не такими устрашающими. Хорошо, когда на дне тарелки есть интересная картинка: это стимул доедать до конца. Пусть ребенок помогает тебе на кухне – раскладывает приборы, приносит хлеб. Украшайте еду или зеленью, или красиво сложенными салфетками.

• Есть особо активные дети, которые просто не могут долго усидеть на месте. Чтобы их утихомирить, можно за обедом читать книжку: это успокоит и поможет сосредоточиться.

• Соблюдайте режим питания. Пусть у ребенка отложится, в какое примерно время завтрак, в какое обед, а когда ужин. Это касается всех возрастов – от грудничкового до школьного. При этом не удерживайте ребенка за столом, пусть идет играть, как только ему показалось, что он сыт.

• Педиатры не советуют кормить ребенка сразу после того, как он пришел из детского сада. Возможно, он устал. Возможно, у него действительно нет аппетита. Подожди, пока он сам попросит есть. И помните: вечером пища может быть только легкой и нежирной.

• Не давайте ребенку два блюда одновременно. Не ставьте перед ним второе, пока он не доел первое.

• Будьте изобретательнее! Ребенку нравится необычное. Так пофантазируй! Можно сделать «конфеты» из овощного пюре, творога, просто поместив кусочки еды в яркие обертки, или есть суп, пить чай, компот и т. д. через трубочку. Кстати, таким способом можно уговорить ребенка выпить ненавистную микстуру.

• Самым капризным можно предложить рисовать во время еды. Положи на обеденный стол альбом с карандашами. Если ребенок ест яблоко, рисуй вместе с ним яблоко. Если ест суп – нарисуйте тарелку супа.

Чтобы накормить ребенка без скандала, придется проявить некоторую гибкость и пойти на уступки. Прием пищи не должен превращаться в мучение. Нельзя кормить ребенка через силу, даже если вам кажется, что он очень худой и ему надо поправиться. На самом деле избыток пищи в таких случаях не усваивается должным образом и приводит лишь к засорению организма. Когда дети чувствуют, что им предоставлено право выбора, они с удовольствием едят то, что и вся семья.

 

 Организация сбалансированного питания детей младшего дошкольного возраста в зимний период.

 

 

Организация сбалансированного питания детей  младшего дошкольного возраста в зимний период.

 1. Особенности зимнего питания.

 Наш зимний рацион всегда отличается от летнего. Как правильно его организовать? При смене сезонов человеческий организм, в том числе и малыша, полностью перестраивает свою работу. Зима — не является исключением и, чтобы эта «перестройка» прошла хорошо, главное при составлении меню ребенка — учесть две особо важных особенности холодного времени года.

Во-первых, сегодня наши малыши особенно склонны к простудным и иным заболеваниям. Иногда ребенок, чуть ли не всю зиму то кашляет, то шмыгает носом. В этом вина пониженного иммунитета: сказывается дефицит солнечного света и уменьшение в рационе ребенка витаминов (по сравнению с летне-осенними месяцами).

Во-вторых, чтобы согреться в холодное время, необходима энергия, которую мы получаем в основном из белковых продуктов. Каким же тогда сделать питание малыша зимой и как правильно скомпоновать для него зимнее меню?

2. Правила зимнего питания.

В таких случаях диетологи советуют соблюдать следующие рекомендации:

♦ следите, чтобы в рационе ребенка обязательно находились сырые овощи и фрукты, в том числе и в виде салатиков;

♦ соблюдайте правила кулинарной обработки овощей и условия их хранения, это позволит из „даров природы" извлечь полезные вещества по максимуму;

♦ добавляйте в меню малыша соки (персик, яблоко, лимон и прочие), морсы из клюквы, брусники, компоты (в том числе из сухофруктов), а также чай с лимоном, малиной;

 ♦ позаботьтесь о том, чтобы в меню было достаточно калия. Больше всего его в морской капусте, черносливе, изюме, горохе, картофеле, овсяной крупе, зеленом горошке, свекле, черной смородине. Богаты калием и говядина, треска, хек, скумбрия, филе кальмаров;

 ♦ обратите внимание на продукты в которых содержится много кальция и магния (молоко, сыр, орехи, крупы, цветная капуста и другие);

♦ варите карапузу вегетарианские овощные супы, в которые мы рекомендуем добавлять зелень (укроп, петрушку);

♦ наполните рацион малыша „энергетическими блюдами" из мяса и рыбы, а также другой белковой пищей;

♦ остерегайтесь давать холодные продукты малышу (мороженое, напитки и т. д.). А теперь поговорим об этом поподробнее...

 3. Основные источники поступления витаминов в организм.

Лето из пакета Зима — время суровое, бедное на витамины. Каковы сейчас основные источники их поступления в организм? Овощи и фрукты. Они совершенно необходимы в ежедневном рационе ребенка, особенно свежие. Поэтому овощи и плоды, не требующие обязательной тепловой обработки, старайтесь давать малышу сырыми в виде салатов или натертые на терке. Ниже приведем основные „зимние" овощи и фрукты:

♦ яблоки - они богаты витаминами, микроэлементами и многими другими полезными веществами. В день кроха должен съедать по 2-3 яблока. Их можно давать как целиком, так и натертые на самой крупной терке;

 ♦ лимоны, мандарины, грейпфруты, апельсины, бананы, топинамбур;

 ♦ клюква, брусника;

♦ морковь, свекла, консервированный зеленый горошек и большинство всех тех овощей и фруктов, которые можно купить зимой. Из них можно делать салаты. Хорошо добавлять в них яблоки, а вот популярную у взрослых редьку для детей до трех лет использовать нежелательно;

 ♦ свежая и квашеная капуста (цветная, белокочанная, брокколи).

♦ сушеная зелень;  

 Сухофрукты. В зимне-весенний сезон — это идеальный источник витаминов и микроэлементов. Варите из них компоты, а вымоченные чернослив, курагу, изюм добавляйте в каши, творог.

4. Основные продукты питания зимой.

Консервированное детское питание. Зимой оно также становится одним из главных источников витаминов и микроэлементов. Дело в том, что, например, яблоко через 180 дней после того как было сорвано с дерева, теряет практически сто процентов всех своих полезных веществ. При консервировании же их потери намного меньше. Только не забывайте, что детское питание должно быть предназначено малышам от 1 года до 3 лет. Замороженные продукты. Зимой они просто спасение. Ведь витамины, другие полезные вещества в фруктах и овощах хорошо сохраняются при заморозке. Кроме того, свежезамороженная продукция легко и быстро готовится — в 2-3 раза быстрее обычной. Зимой стоит вспомнить о протертых с сахаром ягодах, вареньях- пятиминутках. В таких заготовках витамин С почти не разрушается, в отличие от варенья и джемов. Малышам особенно полезны черная и красная смородина, малина. Но и этого недостаточно! Чтобы поступление в организм крохи витаминов и микроэлементов было максимальным, необходимо соблюдать правила кулинарной обработки овощей и фруктов, а также условия их хранения.

 ♦ Следите за тем, чтобы квашеная капуста все время была покрыта рассолом, иначе содержание витамина в ней быстро уменьшается. Кстати, и отжимая, и промывая квашеную капусту, вы значительно снижаете ее „витаминную ценность". ♦ Для винегретов и салатов овощи лучше варить в кожуре в небольшом количестве воды или на пару. Тушатся они также в маленьком количестве воды. Потери микроэлементов (кальция, калия, натрия и т. д.) уменьшатся, если вы немного подсолите воду.

 ♦ Овощные блюда готовят не раньше чем за 1-1,5 часа до еды.

♦ При чистке кожуры овощей и фруктов срезайте как можно более тонкий слой (именно в верхних слоях содержится наибольшее количество витаминов).

♦ Мелкие кусочки замороженных продуктов варят не более 5 минут, а более крупные — не более 10 минут. Закладывать их следует без предварительного размораживания в кипящую воду. Однако, пытаясь насытить организм малыша витаминами, не переусердствуйте — во всем должна быть мера. К примеру, если часто добавлять в рацион крохи цитрусовые, можно спровоцировать возникновение диатеза.

5. Источники белка для ребенка зимой.

Побольше энергии.  Сейчас малышу белки (как растительного, так и животного происхождения) крайне необходимы. Основными их источниками могут быть блюда из мяса, птицы и рыбы; яйца, молоко, бобовые. Мясо. Из мясных продуктов наряду с телятиной детке можно давать мясо кур, цыплят, кролика, нежирную свинину. В среднем кроха от 1 до 3 лет в течение недели может получать 4-5 дней мясо по 85-100 г в сутки. В приготовлении мясных блюд есть свои особенности. Мясо (после тщательной очистки от пленок) лучше варить крупным куском, опуская в горячую воду. При этом на его поверхности белки свертываются, и мясной сок не вытекает. Жарить мясо, котлеты надо в кипящем масле, что также способствует образованию корочки, удерживающей мясной сок. Полезно и тушеное мясо: сперва обжарьте его, а потом налейте немного воды и протушите на медленном огне. Соблюдайте правила кулинарной  обработки овощей, фруктов — тогда поступление витаминов в организм крохи будет максимальным. Рыба. Ее можно предложить малышу в разных вариантах, главное, чтобы он получал не меньше 70-100 г в неделю. Орехи. В орехах очень много незаменимых для организма веществ, что приближает их к белковому эталону, так называемому „идеальному белку". Пусть кроха съедает 1-2 измельченных ореха в день или их можно добавлять в каши и кондитерские изделия. Яйца. Кроме вареных куриных яиц, давать детке сырые перепелиные яйца в виде „гоголь-моголя" утром натощак (но не более 3 штук в неделю!).

6. Питье для ребенка в холодное время года.

В холодное время года питье для крохи также будет иметь свои особенности. Ежедневно в рационе малыша должны быть разнообразные чаи и витаминные напитки, сок, компоты, кисели, морсы. Чай. Он не должен быть очень сладким или крепким, горячим или излишне холодным. Используйте сорта натурального чая без ароматических добавок. Витаминные напитки. К ним относятся отвары и настои из лекарственных растений, чаи из трав. В зимний период детям просто необходим настой шиповника, сборы трав, а также витаминизированные травяные чаи, которые можно приобрести в любой аптеке. Соки. Все преимущества на стороне свежеотжатых соков. Малышам старше двух лет можно пить и обычные „взрослые" соки из пакетов при условии, что они качественные и 100%-ные. Компоты и морсы. Для деток хороши компоты, сваренные из свежих (замороженных) фруктов или сухофруктов. При их приготовлении желательно не добавлять сахар. Например, изюм даст необходимую сладость. Покупая его, выбирайте белый — он самый сладкий. Из морсов отдавайте предпочтение клюквенному и брусничному. Их можно заправить медом — и вкусно, и полезно.

7. Зимний рацион.

 А теперь прикинем зимнее меню. Завтрак — важная составляющая суточного рациона и, чтобы ребенка все-таки накормить, помните:

♦ по утрам никаких жирных и сухих блюд на столе быть не должно (это касается также острых и соленых кушаний);

♦ сажать завтракать малыша необходимо не раньше, чем через 30-40 минут после того, как он проснется. На завтрак лучше всего приготовить молочную кашу: овсяную, гречневую и т. д. Кроме этого, кроха должен получить белковый продукт (исключая молоко), например творог, яйцо, а также немного хлеба. На столе обязательно должны быть сезонные добавки из овощей или фруктов. Из напитков — некрепкий чай.

Второй завтрак. Избегаем сладостей и жирных продуктов, которые „перебивают" аппетит. Можно предложить детке небольшой бутерброд, фрукты, а из напитков — сок или отвар шиповника.

Обед  должен состоять не менее чем из двух блюд — жидкого (вегетарианский суп или борщ) и второго. Основой второго блюда являются продукты, богатые белком: мясо, рыба, яйца или полумясные блюда, например голубцы, котлеты из мяса и капусты, блинчики с мясом или сыром. Хорошо давать овощное пюре (морковное, картофельное и т. п.). На десерт — фрукты, кисель или желе. А заканчиваем обеденную трапезу чашкой компота или чая с галетным печеньем — выбор за вами.

Полдник. Даем крохе молоко, простоквашу, фрукты, печенье, какао, и т. д.

Ужин. Подбирая продукты к ужину, обращаем внимание на то, чтобы не подавать повторно блюдо, которое уже было в этот день (исключение — молоко, хлеб, овощи и фрукты). Отварная и запеченная рыба, лапша или рис, отварной картофель, овощные блюда, чай — опять же выбор остается за мамой. А перед сном предложите крохе стакан кефира. 

   Новогоднее меню для детей

 

 

Новогоднее меню для детей

Овощной салат «ЗАЙЧИКИ»

 

Рецепт овощного салата «ЗАЙЧИКИ»

500 г вареного картофеля, 
2 вареные морковки, 
2 соленых огурца, 
2 яблока, 
2-3 маринованных гриба, 
2 круто сваренных яйца, 
300 г зеленого горошка, 
1/2 банки майонеза (можно заменить сливками или сметаной), 
Несколько ягодок клюквы, луковица, зеленый салат, зеленый лук, соль.

Еще теплую картошку и соленые огурцы режете кубиками, морковь - соломкой, лук и маринованные грибы мелко посечь, яблоки с кожурой натрите на терке, посолите и вымешайте с зеленым горошком и 2  столовыми ложками майонеза. 
Из теплого салата сформируйте яйцеподобные шарики (из холодного рассыпаются), и положив каждый на отдельной тарелоке на лист зеленого салата или капусты, полейте и майонезом, обсыпьте потертым сквозь сито желтком. Из клюквы или калины сделайте глаза  и нос, из белков - уши и хвостик. Вокруг «зайчиков» насыпте нарезанного зеленого лука. 
Сделайте столько «зайчиков», сколько будет детей.

 

 

Запеканка рисовая с курицей. 

300г вареной курицы,

стакан риса,

300 г зеленого горошка,

50 г сливочного масла,

соль.

Рецепт запеканки из риса и курицы 
Перебранный и помытый рис залейте 2 стаканами воды или бульона из курицы, добавьте  столовую ложку масла, вымешайте и, прикрыв, поставьте на 15-20 минут в горячую духовку. Если рис слишком, сухой, влейте еще полстакана бульона и, не мешая, снова поставьте в духовку .
Курятину нарежьте кубиками, поджарьте в сливочном масле, вымешайте с рисом и горошком, посолите, плотно уложите в смазанную маслом посуду и поставьте в теплую духовку. 
Перед подачей на 
стол
 запеканку осторожно выверните на круглую тарелку, полейте бархатистым соусом . 
Блюдо можно украсить тертым сыром, рубленной зеленью или полукругом лимона.

 

 

Бархатистый соус

 

Белый соус, в частности " Бархатистый соус" готовится на основе масла, муки и бульона (мясного или рыбного, в зависимости от того, к чему его будут подавать ) .

Мы возьмем:

50 г сливочного масла, 
2 столовые ложки муки, 
стакан бульона, соль.

Как приготовить белый соус

Муку поджарьте на масле до кремового цвета.  Постепенно вливайте бульон, помешивая, пока не загустеет. Посолите. Для улучшения вкуса в соус можно добавить 2-3 столовые ложки сметаны и несколько капель лимонного сока.

Гренки или тарталетки с сыром и сардельками для детей

 

Булка или батон "Багет" или тарталетки, 
100 г сливочного масла, 
500г сарделек, 
100 г твердого сыра, 
столовая ложка неострой горчицы или любого соуса по вкусу.

Как приготовить гренки или чем начинить тарталетки

Булку или узкий батон "Багет" нарежьте маленькими ломтиками и намажьте маслом. Форму тарталеток маслом мазать не надо. 
Очищенные от шкурки сардельки нарежьте кусочками, смажьте их слегка любым соусом (карри, горчичный, неострый кетчуп, благо их сейчас огромный выбор) по вкусу и смазанной стороной положите на ломтик. Сверху  притрусите, натертым  на крупной терке  твердым сыром так, чтобы образовалась шапочка .
Уложите всё на смазанный маргарином лист и поставьте на 10-15 минут в духовку. 
Подайте горячими, сверху украсив листиком петрушки.

Сладкий салат для детей

 

2 яблока,
2-3 груши,
4 персика из компота, 
200 г очищенных орехов, 
3 - 4 мандарина,
сок половины лимона, 
стакан сметаны , 
100 г  сахарной пудры, 
фруктовый сок, 
вишни из варенья.

Как приготовить фруктовый салат

Очищение яблоки и груши нарежьте кубиками, окропите лимонным соком, добавьте нарезанные соломкой персики, порезанные орехи, дольки мандаринов.

Массу окропите фруктовым соком и вымешайте.

Выложите в вазу. Перед подачей на стол полейте взбитой с сахарной пудрой сметаной и украсьте вишнями из варенья. 
Притрусите корицей или тертым шоколадом.

Домашние конфеты "Сладкие снежки"

 

2 крупных банана , 
250 г молотых овсяных хлопьев, 
150г изюма,
100г кокосовой стружки

Как приготовить домашние конфеты

Вилкой хорошенько разминаем бананы, в кашицу добавляем молотых овсяных хлопьев и изюм. Перемешиваем до однородной массы.

Из полученной массы скатываем небольшие шарики и обваливаем каждый в кокосовой стружке.

Если "Снежки" выставить на холод, они получатся более крепкими.

 

Съедобные новогодние "игрушки"

 «Корзина с ягодами» 
Разрежьте яйцо пополам, острый конец яйца срежьте так, чтоб корзинка хорошо стояла на тарелке. Осторожно выберите чайной ложкой часть желтка. Края белка нарежьте зубчиками. В образовавшееся углубление положите ягоды клюквы или зерен граната. Из зеленого сладкого перца сделайте ручку у корзины.

«Клоун» 
Небольшой квадратный ломтик хлеба смазать маслом. Сверху положите шарик из чайного сыра размером с яйцо. Глаза - вставьте ягодки (клюква, смородина, вишня ), нос сделайте из моркови, рот-из красной свеклы, чубчик - из тертого желтка, шапочку - из красного сладкого перца.

«Ежик» 
В яйцо вставьте жареную хрустящую картофельную соломку или перья зеленого лука, нос сделайте из кружка зеленого лука, глаза - из ягодок клюквы или зернышек граната. Яйцо с одной стороны немного срежьте и вставьте ножки из картофельной соломки.

«Пингвин» 
С огурца вырежьте головку «пингвина» и положите ее на яйцо. Глаза и пуговицы сделайте из свеклы, крылья - из листка краснокочанной капусты. Чтобы «пингвин» не переворачивался, срежьте широкий конец яйца и поставьте на кружок огурца.

«Котик» 
На яйце с более широкого конца подрежьте ушки, вставьте глазки и нос из вырезанной кружками желтой кожуры яблока. Яйцо положите на смазанный маслом и накрытый листком салата ломтик булки. Из стеблей петрушки сделайте «котику» усы, из вареной моркови - хвостик и лапки.

«Утенок» 
Из яйца по длине срежьте белок, положите выпуклой стороной вверх на смазанный маслом ломтик хлеба. На белок положить шарик из чайного сыра размером с орех, все притрусить тертым желтком. Глаза и клюв «утенка» сделать из вареной моркови.«Гриб-мухомор» 
Из огурцов или яйца сделайте ножку, из красного помидора - шапку. «Гриб» поставьте на листок салата или капусты. «Шапку» притрусить порезанным белком.

Воспитание культуры поведения за столом

"Воспитание у дошкольников культуры поведения за столом"

1.   Организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом и формированием у детей культуры поведения за столом. Знакомство и овладе­ние навыками столового этикета позволяет дошкольнику быть уверенным в себе. Задача воспитателей, а также родителей - научить ребенка правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами, быть обходи­тельными в застольном общении.

2.   Правильное отношение к еде, разным блюдам, умение пользоваться сто­ловыми приборами и салфетками следует формировать с раннего возраста. Вос­питатель должен учить детей мыть руки перед едой, правильно сидеть во время приема пищи: не откидываться на спинку стула, не расставлять локти и не ста­вить их на стол. Необходимо также следить, чтобы во время еды воспитанники не спешили, не отвлекались и не играли столовыми приборами, не набивали рот.

3.   Формировать культурно-гигиенические навыки необходимо последова­тельно и постепенно с учетом возрастных особенностей ребенка

 

Возраст

Задачи

1

2

Дети раннего возраста (от 1 года до 2 лет)

Закрепить умение садиться на стул, пить из чашки (с 1 года 2 месяцев).

Сформировать умение пользоваться ложкой, приучить само­стоятельно есть разнообразную пищу, пользоваться салфеткой после еды (вначале с помощью взрослого, а затем по словес­ному указанию), выходя из-за стола, задвигать свой стул. Научить самостоятельно есть густую пищу ложкой (с 1 года 2 месяцев).

Научить есть из тарелки, пользоваться чашкой, есть с хлебом (с 1 года 5 месяцев).

Приучить мыть руки перед едой с помощью взрослого, пра­вильно пользоваться полотенцем (с 1 года 6 месяцев)

Дети первой младшей группы (от 2 до 3 лет)

Закрепить умения самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать лицо и руки полотенцем, опрятно есть, дер­жать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой, полоскать рот по напоминанию взрослого.

Сформировать умения выполнять элементарные правила культурного поведения: не выходить из-за стола, не закончив прием пищи, говорить "спасибо"

Дети второй младшей группы (от 3 до 4 лет)

Научить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, правиль­но пользоваться мылом, расческой, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место. Сформировать навыки приема пищи: не крошить хлеб, пра­вильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, пережевывать пищу с закрытым ртом

 

1

2

Дети средней группы (от 4 до 5 лет)

Совершенствовать приобретенные умения: брать пищу понем­ногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, полоскать рот после еды

Дети старшей группы (от 5 до 6 лет)

Закрепить умения правильно пользоваться столовыми прибо­рами (вилкой, ножом), есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.

Продолжать прививать навыки культуры поведения: выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить взрослых

Дети подготови­тельной к школе группы (от 6 до 7 лет)

Закрепить навыки культуры поведения за столом: сидеть прямо, не ставить локти на стол, бесшумно пить и пережевы­вать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой, салфеткой

 

4. Обучать детей правилам поведения за столом можно как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи. Завтракая и обедая вместе с детьми, воспитатель должен демонстрировать им правила этикета, разумность и необходимость их соблюдения.

Во время приема пищи на чистом столе должны находиться общие пред­меты, необходимые во время еды: солонка, хлебница, салфетница, по возмож­ности ваза с цветами.

Общение с детьми во время еды требует тщательной психологической под­готовки. Известно, что поддерживать непринужденную беседу - мастерство, на­учиться которому непросто. Главное - разговоры не должны носить ни обучаю­щего, ни назидательного характера. Темы должны быть нейтральными. Например, можно поговорить о продуктах, из которых приготовлен обед, или о том, какие блюда больше всего детям нравятся, и т. д. При этом пожелание "Приятного аппетита" - обязательно!

 

Материал  из журнала «Медицинское обслуживание и организация питания в ДОУ»№ 4, 2013 WWW.resobr.ru    

Фастфуд в питании дошкольников

 

Фастфуд в питании дошкольников: мифы и реальность

 

А.В. Мосов,

зам. исполнительного директора АНО "Научно-исследовательский и информационно-аналитический центр изучения проблем питания в учреждениях социальной сферы"

 

Говоря о фастфуде, нужно понимать, что это название в значительной степени условное. Обычно под фастфудом (от англ. fast food - быстрая еда) подразумевается возможность быстро перекусить.

Снэки

Иногда фастфудом называют готовые продукты промышленного производства, предназначенные для перекусов, - так называемые снэки (от англ. snack - легкая закуска). К снэкам можно отнести творожный сырок, йогурт, орешки. Сами эти продукты, выпускаемые, как правило, в индивидуальной упаковке, не вызывают нареканий, хотя, конечно, не могут заменить полноценного горячего питания. Кроме того, в ассортименте "снэковой" продукции могут присутствовать кондитерские изделия и другие продукты с большим содержанием сахара, жира, чрезмерно соленые (например, чипсы). Такие продукты действительно не отвечают принципам здорового питания, особенно если речь идет о меню для детей.

Домашний фастфуд

Иногда под домашним фастфудом понимают пищу быстрого приготовления, которую достаточно залить горячей водой, и она готова к употреблению. Это может быть лапша или картофельное пюре, а также супы быстрого приготовления. Такая пища доступна всем категориям населения. В любом продуктовом магазине предлагается большой ассортимент продуктов быстрого приготовления по довольно низким ценам и с любыми вкусами: курицей, говядиной, грибами, креветками и т. д.

Разумеется, в составе таких продуктов нет натурального мяса, к ним прилагается пакетик с порошком, имеющим запах того или иного продукта и, как правило, содержащим значительное количество соли. В лучшем случае в качестве бульона используется гидролизат белка животного происхождения. Содержание пищевых веществ в таких продуктах, как правило, не сбалансировано (преобладают углеводы), в качестве жиров нередко применяются вредные для здоровья гидрогенизированные жиры, а незаменимые пищевые вещества, такие как микронутриенты (витамины и минералы), отсутствуют.

Таким образом, каждому, кто имеет представление о принципах здорового питания, ясно, что для систематического питания, особенно детей, такая пища непригодна.

Фастфуд и полуфабрикаты

И все же традиционно фастфудом называют пищу, реализуемую на предприятиях общественного питания быстрого обслуживания. В первую очередь фастфуд - это то, что можно быстро съесть. И не обязательно то, что можно быстро приготовить.

В связи с этим не следует путать фастфуд с различными полуфабрикатами, предназначенными для применения как в общественном питании (в т. ч. детском), так и в домашних условиях. Полуфабрикаты могут быть высокого качества, иметь благоприятный состав, а могут не соответствовать принципам здорового питания (в зависимости от состава и технологии производства). В данной статье не будем затрагивать тему полуфабрикатов, хотя большинство предприятий фастфуда готовят пищу с их использованием, имеют обособленные подразделения по производству полуфабрикатов.

Ассортимент фастфуда

Наиболее популярный ассортимент закусочных быстрого питания (обычно с системой самообслуживания) предусматривает следующие блюда:

-              картофель-фри (жаренный в жире картофель);

-              сэндвичи (закрытые бутерброды);

-              бургеры ;

-              пицца;

-              салаты;

-              роллы ;

-              изделия из курицы.

Иногда российские компании предлагают и другой ассортимент блюд, зачастую самобытных.

К фастфуду относят и так называемый стрит-фуд (от англ. street - улица), т. е. то, что продается прямо на улицах, в киосках и палатках, то, чем можно перекусить буквально на бегу. Обычно это различные хот-доги, тосты и т. п.

Если регулярно питаться подобными блюдами, то почти невозможно обеспечить разнообразный и сбалансированный рацион. В то же время существует множество мифов, связанных с фастфудом. Попытаемся объективно рассмотреть проблему и надеемся, что этот материал поможет медицинским и педагогическим работникам ДОУ в проведении разъяснительной работы с детьми и их родителями. Остановимся подробнее на основных проблемах, характерных для всех блюд фастфуда.

Проблемы, характерные для фастфуда

Ограниченный выбор блюд кулинарных изделий

Как правило, предприятия быстрого питания предлагают ограниченный ассортимент блюд и кулинарных изделий. Большинство из них имеют несбалансированный состав, в частности, неблагоприятное соотношение белков, жиров и углеводов (см. таблицу в приложении). Однако даже наличие блюд с неплохими диетологическими характеристиками не дает возможности разнообразить рацион и обеспечить здоровое питание при систематическом употреблении фастфуда.

Ограниченное время приема пищи

Обстановка предприятий быстрого питания, интерьер, практикуемые формы обслуживания, музыкальное сопровождение и другие факторы призваны свести к минимуму время пребывания посетителя, чтобы увеличить пропускную способность закусочной, а значит и прибыль предприятия. Между тем хорошо известно, что питаться надо "с чувством, с толком, с расстановкой", а спешка при приеме пищи -один из факторов, способствующих нарушению работы органов пищеварения. Впрочем, время приема пищи зависит и от личных привычек, при желании в закусочной всегда можно задержаться.

Избыток поваренной соли

Необходимо отметить, что избыток поваренной соли - это проблема всего общественного питания, не только фастфуда. Нормы расхода соли, указанные в официальном сборнике технологических нормативов для предприятий общественного питания, таковы, что, перекусив в любой столовой или кафе, мы неизбежно получаем количество натрия, иногда в несколько раз превышающее наши физиологические суточные потребности. Не являются исключением и предприятия быстрого питания.

В ряде стран под давлением государственных органов предприятия фастфуда уменьшили количество соли в рецептурах.

Как сообщает Medical News Today , канадские исследователи обнаружили различное содержание соли в фастфуде шести крупнейших международных компаний в разных странах. Меньше всего поваренной соли в салатах (0,5 г на 100 г), а больше всего - в блюдах из курицы (1,6 г на 100 г). Среднее значение объема соли в одних и тех же блюдах различается в зависимости от страны-производителя и используемых технологий. Наиболее высокое содержание соли характерно для блюд, реализуемых в Канаде, самое низкое - в Великобритании. Данные по России в исследовании, к сожалению, не приводятся.

Количество поваренной соли в продукции (реализуемой в России) с недавних пор публикует на официальном сайте один из лидеров в сфере фастфуда McDonald's (см. таблицу в приложении). Нетрудно убедиться, что стандартный набор блюд для ребенка ("Хэппи мил") перекрывает суточную норму поваренной соли для дошкольника (1,3 г/сут для детей в возрасте 1,5-3 года, 1,8 г/сут для детей 3-7 лет) .

Избыток легкоусвояемых углеводов (сахаров)

Многие сладкие блюда, реализуемые на предприятиях фастфуда (см. таблицу в приложении), особенно напитки, содержат избыточное количество сахара и других моно- и дисахаридов. В сутки ребенок младшего дошкольного возраста должен получать не более 35 г добавленного сахара, а старшего - не более 45 г . Тогда как одна порция наиболее известного тонизирующего газированного напитка содержит 42 г сахара. Следовательно, сладкие напитки и здоровое питание ребенка - вещи несовместимые. Кроме того, не рекомендуется использовать в питании детей любые газированные напитки и газированную воду, которые оказывают раздражающее действие на слизистую органов пищеварения. Привычка запивать пищу холодным газированным напитком приводит к тому, что разбавленный им желудочный сок хуже переваривает пищу.

Избыток насыщенных жиров

В большинстве блюд фастфуда избыточное количество жиров, причем, как правило, насыщенных - содержащих жирные кислоты, жиры животного происхождения, которые входят в состав продуктов (бургеров и др.). и фритюрных жиров, используемых для жарки продуктов (например, картофеля фри). Избыток насыщенных жирных кислот в питании приводит к повышению уровня заболеваемости населения атеросклерозом и связанными с ним болезнями сердца и сосудов

Использование для приготовления пищи гидрогенизированных жиров

В большинстве случаев на предприятиях фастфуда используют маргарины и специальные смеси твердых пищевых (в т. ч. гидрогенизированных) жиров с высоким уровнем содержания трансизомеров жирных кислот. Наличие трансизомеров в рационе питания значительно (в разы) увеличивает риск развития болезней сердца и сосудов, других заболеваний, в т. ч. онкологических . В ряде зарубежных стран предприятия принимают меры к тому, чтобы заменить используемые для приготовления пищи жиры менее вредными. Однако в России подобные инициативы пока, к сожалению, не получили распространения.

Недостаточное количество пищевых волокон и микронутриентов

Большинство традиционных блюд фастфуда изготавливается из так называемых рафинированных продуктов и содержит мало пищевых волокон (клетчатки). Бедный пищевыми волокнами рацион питания является фактором риска заболеваний органов пищеварения, в т. ч. онкологических, в частности рака толстой кишки. Традиционный ассортимент блюд фастфуда, как правило, небогат и микронутриентами, что не позволяет сформировать полноценный рацион питания.

В этой связи надо отметить положительную тенденцию включения в ассортимент предприятий фастфуда разнообразных салатов. В меню многих закусочных появились такие специально предназначенные для детей блюда, как морковные палочки и яблочные дольки. Благоприятным представляется расширение ассортимента предприятий за счет натуральных фруктовых соков.

Высокое содержание канцерогенных веществ

По данным исследований, технологии, используемые при приготовлении многих блюд фастфуда, приводят к повышенному содержанию в пище канцерогенных (т. е. определяющих риск возникновения онкологических заболеваний) веществ, которые образуются под воздействием высокой температуры (продуктов перекисного свободнорадикального окисления липидов, меланоидинов, акриламидов и др.).

Пищевые добавки в составе блюд и кулинарных изделий

Многие блюда, особенно напитки, реализуемые на предприятиях фастфуда, содержат различные пищевые добавки: красители, разрыхлители, ароматизаторы, стабилизаторы (в т. ч. фосфаты - соли фосфорных кислот), консерванты, антиоксиданты. Технологические пищевые добавки - в обычно применяемых количествах - не представляют опасности для здоровья потребителей и широко используются в самых разных продуктах. Однако в питании детей, особенно дошкольного возраста, принято ограничивать использование любых пищевых добавок, следует отдавать предпочтение так называемой натуральной пище.

Особую опасность могут представлять содержащиеся в мясных продуктах и газированных напитках фосфорные кислоты и их соли, систематический избыток которых (особенно на фоне недостатка кальция в питании) может приводить к серьезным нарушениям обмена кальция в организме и, как следствие, к развитию болезней опорно-двигательного аппарата. Наряду с этим входящие в состав напитков кислоты - один из факторов риска развития кариеса зубов.

Наличие в пище веществ, стимулирующих аппетит

Информация об использовании изготовителями фастфуда специальных добавок, вызывающих привыкание к такому типу питания, - из разряда мифов, возникших в результате недобросовестной конкуренции. Однако изготовители фастфуда не скрывают, что используют различные ароматизаторы (например, картофель фри содержит добавку со вкусом говядины). Гипотетический вред здоровью от ароматизаторов меньше, чем от технологических пищевых добавок (учитывая, что ароматизаторы применяются в меньших количествах), однако используемые ароматизаторы стимулируют аппетит потребителей и, как следствие, приводят к систематическому перееданию и развитию ожирения.

По мнению ученых, изучающих влияние фастфуда на организм человека, чрезмерное употребление содержащихся в этой пище жиров и сахара вызывает определенную зависимость, подобную наркотической.

Рекомендации по выбору блюд для детей на предприятиях быстрого питания

Риск заболеваний вследствие употребления той или иной пищи в первую очередь определяется частотой ее употребления. Проблемы со здоровьем могут возникнуть лишь при регулярном питании фастфудом.

Любой врач подтвердит, что ребенку не рекомендуется питаться на предприятиях быстрого питания. Если по каким-то причинам отказаться от посещения таких мест родители не могут, то важно рационально подойти в выбору "правильных" блюд.

Ассортимент фастфудов предусматривает блюда различной пищевой ценности как с более, так и с менее неблагоприятным составом.

Систематически питаться блюдами фастфуда ребенку дошкольного возраста недопустимо. Детям, имеющим проблемы со здоровьем, особенно хронические заболевания органов пище варения, детям с избыточной массой тела следует воздержаться от посещения предприятий быстрого питания.

Традиционно предлагаемые на предприятиях быстрого питания сочетания блюд для детей (например, упоминавшийся набор "Хэппи мил") далеко не оптимальны по своей пищевой ценности. Однако, руководствуясь принципами здорового питания, родители даже среди ограниченного ассортимента предлагаемых блюд всегда смогут выбрать менее вредные.

По мнению автора, если эпизодически, например один раз в две недели, ребенок старшего дошкольного возраста вместе с семьей посетит предприятие быстрого обслуживания и съест печеный картофель с сыром, овощной салат, сырную пиццу или даже гамбургер, то большой беды от этого не будет.

При посещении предприятий быстрого питания, категорически недопустимо выбирать для детей:

-              сладкие газированные напитки, особенно тонизирующие, такие как "Пепси" и "Кока-Кола", содержащие психоактивный алкалоид кофеин, крайне неблагоприятно воздействующий на психоэмоциональную сферу ребенка;

-              жаренные в жире продукты - картофель фри, картофельные оладьи ("хаш-браун"), пончики, наггетсы, пирожки и т. п. продукты, приготовленные во фритюре;

-              блюда, содержащие не предназначенные для детского питания колбасные изделия ("хот-доги", пиццу с колбасой и др.).

Относительно безобидны при эпизодическом потреблении бургеры (с котлетой, приготовленной на гриле), роллы, сэндвичи, а также представленные в ассортименте российских предприятий пельмени и вареники. Следует, однако, помнить о высокой калорийности одной порции таких блюд. Изредка допустимы сладкие блюда, такие как мороженое и сладкая выпечка.

Пицца (без копченостей и колбасных изделий), овощные салаты, морковные палочки и яблочные дольки, печеный картофель и некоторые другие блюда вполне отвечают принципам здорового питания. Но не следует забывать о высоком содержании в них поваренной соли. Альтернативой сладким газированным напиткам должны стать соки и молоко, которые представлены в ассортименте большинства предприятий фастфуда, а также некрепкий чай (не стоит дожидаться, пока полностью заварится стандартный 2-граммовый пакетик чая - такое количество для ребенка нежелательно) или предлагаемый, например, в McDonald's кисломолочный напиток "Актимель".

Материал  из журнала «Медицинское обслуживание и организация питания в ДОУ»№ 3, 2013

Рекомендации по организации питания дошкольников в летний период 

 

Рекомендации по организации питания детей в летний период

 

Л.Ю. Волкова,

канд. мед. наук, ассистент кафедры питания детей и подростков ГБО УДПО РМАПО, гл. специалист медицинского управления ООО «ЛЕОВИТ нутрио»

 

 

Летом большинство дошкольников не посещают детский сад, и организация их питания ложится на плечи родителей.

Режим питания

Детям необходимо 5-6-разовое питание:

-              завтрак (из расчета 20% суточной калорийности рациона);

-              второй завтрак (5%);

-              обед (35%);

-              полдник (15%);

-              ужин (20%);

-              второй ужин в виде дополнительного приема пищи перед сном (до 5%).

В особо жаркие дни допускается менять местами обед и полдник. Это обусловлено тем, что аппетит у ребенка в жаркие дневные часы снижен. На обед можно предложить более легкое питание, например, кисломолочные напитки или фрукты. Отдохнувший и проголодавшийся после дневного сна и некалорийного обеда ребенок с удовольствием съест больший объем пищи на полдник.

Свежие фрукты и овощи

В летние месяцы рекомендуется включать в рацион питания детей сезонные фрукты, ягоды и овощи, а также приготовленные из них соки и морсы.

В рацион питания ребенка включают летние овощи: редис, раннюю капусту, репу, морковь, свеклу, свекольную ботву, свежие огурцы; позднее - помидоры, молодой картофель, а также свежую зелень: укроп, петрушку, кинзу, салат, зеленый лук, чеснок, ревень, щавель и др.

Желательно обеспечить разнообразие блюд, приготовленных с использованием овощей и фруктов. Это могут быть салаты из свежих овощей, супы, рагу, широкий ассортимент десертных блюд из ягод и овощей - муссы, желе, пюре и т. д.

Источники кальция и магния

Для обеспечения нормального процесса роста ребенка и формирования костной ткани рекомендуется включать в рацион питания достаточное количество продуктов - источников кальция и магния. Вырабатываемый под воздействием солнечного света витамин D (кальциферол) необходим для усвоения организмом кальция и формирования костной ткани.

 Одна из причин активного роста скелета ребенка летом - яркий солнечный свет и достаточное количество кальция, поступающего в организм с продуктами питания.

Питьевой режим

В летнее время важно соблюдать питьевой режим. Примерная потребность ребенка в питьевой воде составляет 80 мл/кг веса в сутки, а в жаркие дни и при физической нагрузке она значительно увеличивается. Ребенку можно предложить свежую кипяченую или бутилированную воду, отвар шиповника, ягодный морс, несладкий компот или свежевыжатый сок, разбавленный водой 1

Фруктовые и овощные соки - богатый источник необходимых ребенку углеводов, витаминов и микроэлементов. Соки обладают рядом полезных свойств: способствуют нормальной работе пищеварительного тракта и повышают устойчивость организма к простудным заболеваниям.

Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не пил сырую воду - она может вызвать отравление, расстройство пищеварения.

Экзотические фрукты

В последнее время родители все чаще выезжают с детьми в страны Европы, Юго-Восточной Азии и Африки. По данным статистики, количество поездок граждан России с целью туризма превышает 9 млн в год. В результате все больше детей и взрослых сталкивается с проблемой «диареи путешественников».

Расстройство функции желудочно-кишечного тракта наблюдается чаще в первые две недели после приезда. «Диарея путешественников» особенно неблагоприятна для детей младшего дошкольного возраста, поскольку может приводить к быстрому обезвоживанию организма на фоне повышенного потоотделения при высокой температуре воздуха.

Нарушения пищеварения могут быть обусловлены следующими факторами:

-              другой солевой состав воды;

-              сезонная пища;

-              непривычные сорта мяса;

-              резкая смена климата и высоты;

-              стрессы, присущие переездам;

-              покупка еды или воды у «уличных» торговцев.

-              Все случаи заболевания вызываются микроорганизмами, которые попадают в организм человека при употреблении загрязненных пищи и воды. Основными факторами передачи инфекции являются пищевые продукты, вода и лед, а также напитки. Наибольшую опасность представляют салаты, овощи, фрукты с поврежденной кожурой, холодные закуски, мясные продукты, недостаточно термически обработанные или сырые, сырая или плохо прожаренная рыба, продукты моря, непастеризованное молоко, мороженое, молочные продукты.

Во время поездок, особенно в страны с жарким климатом, следует кормить дошкольника продуктами, наиболее похожим по составу и способу приготовления на блюда, которыми он питается дома. Рассмотрим наиболее распространенные фрукты, которые могут внимание    оказаться в рационе детей за границей.

Включать в рацион питания ребенка экзотические плоды необходимо небольшими порциями желательно не более одного продукта в день. Это поможет избежать возможных проблем с пищеварением и самочувствием ребенка .

Выбирая плоды, следует обращать внимание на целостность кожицы, запах плода и его внешний вид. Нельзя использовать в питании ребенка неизвестные плоды, плоды с признаками порчи. Обязательно нужно удалять кожицу с экзотических овощей и фруктов, если это возможно.

 

Материал  из журнала «Медицинское обслуживание и организация питания в ДОУ»№ 5, 2013

 Что и сколько

 

Что и сколько


Каждый день ребенок должен получать молоко и молочные продукты ? кефир, ряженку, нежирный творог и йогурт.Их можно приготовлять на завтрак, полдник или ужин, использовать как в натуральном виде, так и в запеканках, бутербродах и десертах.

Овощи, фрукты и соки из них также требуются дошкольнику ежедневно. Для полноценного питания дошкольнику необходимо 150–200 г картофеля и 200–250 г других овощей в день. В их числе ? редис, салат, капуста, огурцы, помидоры и зелень. Фруктов и ягод нужно тоже немало ? 200–300 г в свежем виде, плюс соки и нектары. Свежие овощи и фрукты ? главный источник витаминов для ребенка.

Вдобавок к мясу и овощам, детям нужны хлеб и макароны из твердых сортов пшеницы, а также жиры в виде сливочного и растительного масел.

Организация питания ребенка в семье

 

Чем кормить детей дома?

Большинство дошкольников посещают детский сад, где получают три раза в день необходимое по возрасту питание. Домашний рацион питания такого “организованного” ребенка должен дополнять, а не заменять рацион детского сада. С этой целью в каждой группе воспитатели вывешивают ежедневное меню, чтобы родители могли с ним ознакомиться. Поэтому, забирая ребенка домой, не забудьте прочитать его и постарайтесь дать малышу дома именно те продукты и блюда, которые он недополучил днем. В выходные и праздничные дни старайтесь придерживаться меню детского сада, используя рекомендации медицинского работника детского учреждения.

Утром перед отправлением ребенка в детский сад не кормите его, так как он потом будет плохо завтракать в группе. Ну а если вам приходится отводить его очень рано, напоите кефиром или дайте яблоко. А как же происходит в большинстве семей? Мама утром торопится на работу и начинает насильно кормить ребенка. Малыш нервничает, из-за этого у него не выделяются пищеварительные ферменты, спазмируется желчный пузырь и не выходит желчь для переваривания пищи. Мама считает, что у него плохой аппетит, но ведь нельзя его отпустить из дома голодным! И насильное кормление продолжается!

 электронные ресурсы

 

Питание - на сайте предложены рекомендации по питанию детей;

detskoe-menu.ru - Меню ребенка и рацион питания детей;

Kuking.net - на данном сайте находится масса рецептов для ребенка любого возраста;

Поваренок.ru - множество вкусных блюд с рецептами и фото для Ваших детей;

Say7.info - кулинарные рецепты с пошаговыми фотографиями;

detskierecepty.ru – кулинарный блог «Детские рецепты»;

Здоровая еда - сайт о правильном и полезном питании;

ollforkids.ru - сайт для детей и родителей. Готовим ребенку. Особенности детской кулинарии;

кулинарам.рф - Кулинарные рецепты - про еду, как и что приготовить на ужин вкусно. Домашние рецепты с фото блюд для детей;

recteptydliadetei.ru - Кулинарные рецепты для детей. Детское меню на каждый день.

Кулинария для детей - на данном сайте вы можите найти мрного рецептов для детей;

Готовим дома - Кулинарный сайт для родителей и детей

Готовим дома рецепты - кулинарные рецепты, которые с легкосьтью можно приготовить дома;

Готовим Дома — лучшие рецепты для домашнего приготовления

Кулинямка — кулинарный сайт

 Соблюдаем режим

 

Соблюдаем режим


Чтобы ребенок ел хорошо, еда должна доставлять ему удовольствие. Капуста и каша вызывают не меньшую радость, чем кусок пирога, если и то, и другое равно вкусно и красиво. Дети любят интересно оформленные блюда из разнообразных продуктов.

Кроме того, очень важно соблюдать пищевой режим. Если ребенок ест слишком редко, с большими интервалами, от голода его умственные и физические способности снижаются, а стремление наестся поплотнее может стать дурной привычкой. Если же ребенок ест слишком часто, у него ухудшается аппетит, он не успевает проголодаться.

Оптимальным режимом считаются четыре приема пищи в день: завтрак, обед, полдник и ужин. Калорийность блюд должна распределяться так: 25 процентов суточной нормы приходится на завтрак, 40 процентов ? на обед, 15 процентов ? на полдник и 20 процентов ? на ужин.

Ребенок, посещающий детский сад, чаще всего три из четырех раз ест там. Дома он получает только ужин. Родителям имеет смысл брать в саду копию меню на неделю, чтобы не готовить на ужин то, что в этот день ребенок уже ел.

Также стоит учитывать, что не все продукты необходимо давать детям ежедневно. Так, в списке продуктов на каждый день находятся молоко, масло, хлеб, мясо и фрукты. А вот рыбу, яйца, сметану и твердый сыр достаточно получать раз в два-три дня.


 особенности питания ребенка в период адаптации

 

Особенности питания ребенка в период адаптации к учреждению.

Переход ребенка от домашнего воспитания к воспитанию в детском коллективе почти всегда сопровождается определенными психологическими трудностями. Чем меньше ребенок, тем тяжелее он переносит этот период. Часто в это время у детей снижается аппетит, нарушается сон, иногда наблюдаются невротические реакции, снижается общая сопротивляемость к заболеваниям. Правильная организация питания в это время имеет большое значение и помогает ребенку скорее адаптироваться в коллективе.

Перед поступлением ребенка в детский сад родителям рекомендуется приблизить режим питания и состав рациона к условиям детского коллектива, приучить его к тем блюдам, которые чаще дают в детском учреждении, особенно если дома он их не получал.

В первые дни пребывания в коллективе нельзя менять стереотип поведения ребенка, в том числе и привычки в питании. Так, если ребенок не умеет или не хочет есть самостоятельно, первое время воспитатель кормит его, иногда даже после того, как остальные дети закончат еду. Если ребенок отказывается от пищи, ни в коем случае нельзя кормить его насильно. Это еще больше усилит отрицательное отношение к коллективу.

Нередко дети поступают в дошкольные учреждения в осенний период, когда наиболее высок риск распространения острых респираторных заболеваний, и вновь поступившие дети заболевают в первую очередь. Для профилактики острой инфекционной заболеваемости проводится дополнительная витаминизация рациона питания детей. Целесообразно в этот период введение поливитаминов в течение достаточно длительного времени (до 4-6 месяцев).

 Желания и безопасность

 

Желания и безопасность


Маленьким детям следует готовить пищу так, чтобы она была безопасна для них. Малыш может подавиться куском мяса, поэтому его лучше готовить, предварительно нарубив или размолов в фарш.

Овощи можно отварить и измельчить, приготовить из них запеканку, котлеты или оладьи. Из рыбы при готовке нужно тщательно выбрать все кости, чтобы малыш не подавился.

А что делать, если ребенок не желает есть какие-то продукты? Для начала попробуйте выяснить, почему он не хочет их есть. Перед тем, как предложить еду малышу, попробуйте ее сами. Возможно, она просто не кажется ему вкусной.

Измените рецептуру, добавьте в продукт чего-нибудь еще, или, наоборот, добавьте его в какое-нибудь другое блюдо. Не заставляйте ребенка есть уговорами и тем более угрозами ? этим можно добиться только полного отвращения

 

 

Почему важно не спешить во время еды


Переваривание пищи начинается во рту, где со слюной выделяется фермент амилаза, который уже в полости рта начинает расщеплять углеводы. Чем медленнее и спокойнее идет процесс обработки пищи во рту, тем лучше она будет переварена в желудке. Кроме того, слюна смачивает пищевой комок, и он легче проходит через пищевод. Таким образом, главное – научить ребенка жевать. Хуже всего, когда ребенок торопится и глотает куски. Эти куски плохо перевариваются, и организм почти ничего не усваивает. И тогда непереваренная пища проходит в двенадцатиперстную кишку, тонкую и толстую кишки – и травмирует их.

 

    

Анкета для обследования мнения участников образовательного процесса о качестве условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность
Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию
100-летие образования Чувашской автономной области
Национальный проект «Образование»
КОРОНAВИРУС!
ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
Информационная безопасность
Портал детской безопасности
портал детской безопасности
Добрая дорога детства
Линия помощи «Дети России онлайн»
Анкета для исследования общественного мнения среди граждан Российской Федерации о качестве организации обеспечения доступности дошкольного образования
Новости
Объявления
Реквизиты
Rambler's Top100 TopList